Итоги Суздальского фестиваля анимации. Часть 2
Фильмы
Традиционно на суздальском фестивале картины разделяют на пять категорий: короткий метр (то есть штучная авторская анимация), фильмы-дебюты, студенческие фильмы, прикладная анимация (реклама, клипы и т.д.) и сериалы. Полных метров в Суздале практически не видят, поскольку продюсеры даже не посылают картины на фестиваль. Понимая, что в профессиональной среде стыда не оберешься, и уверяя, что их интересует только зритель, вернее, касса. Сериальная продукция, которая помимо полных метров во всем мире приносит студиям главную прибыль, в России пока тоже имеет бледный вид. В программе этого года из 18 картин, представляющих новые циклы, зрителям понравились только те, что имели «авторский» вид, вроде мрачного стеба Андрея Бахурина «Бледный мальчик», сделанного для канала «2х2» (серия «Красный луч» мистически трактовала акцию группы «Война»), дурашливого комикса Алексея Алексеева Klassiki с беседой двух идиотов — мультсценаристов Толстого и Чехова и симпатичного приложения к сериалу «Фиксики» — анимированных Сергеем Мериновым песенок под названием «Фиксипелки». Приз в этой номинации в полном согласии с мнением зала взял фильм «Китовая любовь» Леонида Шмелькова в «настоящем» сериале «Везуха!» студии «Метроном» — с едиными героями и общим ярким, обаятельным дизайном. Истории для младших школьников в этом сериале складываются из рассказов современных писателей, в центре которых стоит семья, — на этот раз иронический сюжет крутился вокруг того, куда девать многочисленных хулиганских внебрачных детей собаки по имени Кит.
С некоммерческим кино ситуация складывается парадоксальная. С одной стороны, из-за общего финансового и системного кризиса в анимации авторского кино стало заметно меньше. В то же время общий объем профессиональной анимации не уменьшается за счет того, что в последние годы сделало рывок образование: хороших студенческих и дипломных фильмов стало намного больше. Парадокс номер два: хороших студенческих фильмов много, хороших дебютов — почти нет. И это тоже свидетельство системного кризиса: лучшим выпускникам киношкол сейчас трудно найти себя в профессии, они как бы выброшены на произвол судьбы в отсутствии индустрии и студийной поддержки. В результате победителем в дебютной категории предсказуемо стал фильм вчерашнего выпускника Антона Дьякова на базе своей же киношколы, то есть по-прежнему под заботливым присмотром преподавателей школы-студии «ШАР» — забавная, музыкальная короткометражка «Костя» про приключения доброжелательного скелета в недоверчивом и равнодушном мире.