0
МинуснутьПлюснуть

«Мультипликация, которую мы не знаем»

&;Мультипликация, которую мы не знаем&;

Из киноафиши 8 апреля 1912 года: «Средневековая драма, разыгранная ЖУКАМИ!!! Новость в области кинематографии! Жуки влюбляются, страдают, ревнуют, фехтуют, воюют друг с другом, танцуют, палят из пушек, бомбардируют и разрушают замок!».

Сложно сказать, с чем можно сравнить волнение от первого просмотра мультфильма неискушенному кинозрителю 1912 года: с полетом человека в космос, появлением Интернета или технологией 3D, ставшей сегодня уже обычным делом? Так или иначе, но сто лет назад, 8 апреля 1912 года (26 марта по старому стилю) предвкушающая чудо публика забила до отказа кинозал дома Ханжонкова: давали «Прекрасную Люканиду, или Борьбу рогачей с усачами», комедию-сказку из жизни насекомых, как гласит текст в киносправочнике того времени. Автор чуда &; 29-летний Владислав Старевич, изобретатель метода объемной мультипликации.

Критика тех лет писала: «На последнем просмотре привлекла общее внимание и вызвала восторг одна кинематографическая вещица под названием «Люканида». Разыгрывается жуками целая потрясающая драма с романом и кровопролитной войной и даже поэзией. Картина настолько необычна, настолько нова и оригинальна по замыслу, что ставит в тупик даже специалистов кинематографического дела. Успех картине можно предсказать из ряда вон выходящий».

Правда, в истории анимации есть один нюанс, не меняющей общее положение дел, но заслуживающий упоминания. За несколько лет до Старевича с кукольной мультипликацией начал экспериментировать балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев. Запад тоже не дремал: примерно в то же время — в августе 1908-го — состоялась премьера «Фантасмагории» французского художника-карикатуриста Эмиля Коля. Однако, несмотря ни на что, в России пальма первенства принадлежит «Люканиде»:

— Так же, как рождение Москвы мы отсчитываем с первого упоминания в летописи, хотя, естественно, город существовал и раньше, рождение анимации началось именно с первого публичного показа, — комментирует историк анимации Георгий Бородин.

За сотню лет российская анимация обогатилась десятками классических и экспериментальных техник — мультфильмы рисуют, лепят, гнут из проволоки, ажурно вырезают из бумаги, рисуют песком и чаем с кофе — и длинным перечнем громких имен режиссеров и художников. В советские годы в народе укоренилось мнение, что мультфильмы — развлечение несерьезное, больше подходящее для детишек. Мудрые режиссеры (как и детские писатели тех лет) умело пользовались этим заблуждением цензоров-чиновников, тихо творя свое изысканное и глубокое искусство. Так появились остросатирические и социальные мультфильмы Федора Хитрука «Человек в рамке» и «История одного преступления», «Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника» Андрея Хржановского и многие-многие другие.

8 апреля  в Москве, в Доме кино (ул. Васильевская, Белый зал), в 18.00 начнется вечер, посвященный столетию анимации, «Мультипликация, которую мы не знаем». В программе — уникальные кадры работ А.Ширяева, экспериментальные ролики, восстановленные трехцветные мультфильмы, редкие авторские ленты, заслуживающие внимания вследствие своей исторической, технической или художественной особенности. Вход для всех желающих будет  свободным.

Rex O'Connor Rex O'Connor
  • Рассказать


  • 0



Похожие записи





Оставить комментарий

Вы должны быть залогинены чтобы оставлять комментарии.